Одним из наиболее популярных методов продвижения любых видов сетевых ресурсов считается платная реклама. Одни предприниматели выбирают рекламу у блогеров, другие рекламируют свои услуги и товары через телевидение или СМИ. Существуют также универсальные маркетинговые инструменты — таргетированная и контекстная реклама. Каждая из рекламных кампаний отличается своей спецификой и настройками. В данной статье рассмотрим, что представляет собой один и другой способ сетевого маркетинга, в чем между ними разница и сходства. Что такое таргетированная и контекстная реклама, какие цели они преследуют? Таргетинг — маркетинговый инструмент, который используют для раскрутки сайтов в социальных сетях (Facebook, Instagram и т. д.) путем публикации рекламных объявлений в лентах и специальных блоках. Перед настройкой кампании осуществляется предварительный анализ целевой аудитории, изучение ее демографических, географических, временных и других признаков. Контекстная реклама заключается в размещении объявлений в результатах органической выдачи и на сайтах партнерской сети по конкретным поисковым запросам. Настройка кампании осуществляется после сбора и анализа ключевых фраз, по которым пользователи будут находить нужный товар или услугу. Очень часто оба вида рекламных кампаний отождествляют, что связано с достижением ими одинаковых целей. Запуск контекстной и таргетированной рекламы позволяет решить следующие задачи: привлечь новых клиентов; расширить географию бизнеса; повысить лояльность потребителей; привлечь трафик; расширить контактную базу; презентовать новый продукт или услугу целевой аудитории; получить преимущество перед конкурентами и т. д. Несмотря на выполнение одних и тех же функций, таргетинг и контекст имеют существенные различия, которые заключаются в следующих аспектах: особенностях настроек и запуска рекламных кампаний; специфике формирования портретов ЦА; типах реализуемых продуктов, услуг; выборе площадок; формате подачи объявлений; оплате стоимости кликов/показов. Контекстная и таргетированная реклама относятся к платным маркетинговым инструментам. Еще одна их особенность в том, что они привязаны к бюджету и действуют ровно столько, сколько рекламодатель вкладывается в рекламу. Как только инвестированные средства заканчиваются, показы рекламных объявлений прекращаются. Сравнительная характеристика таргетированной и контекстной рекламы Чтобы понять, какой из представленных маркетинговых инструментов будет наиболее рентабельным для раскрутки сетевой платформы, важно понимать специфику настройки и применения обеих рекламных кампаний по тем или иным показателям. Портреты целевых аудиторий Контекстную рекламу используют для работы с горячими клиентами. Это та целевая аудитория, которая готова совершить покупку, воспользоваться той или иной услугой. Как только пользователь вбивает в поиск нужный запрос и видит подходящее предложение, сразу же переходит по нему и выполняет целевое действие (оформляет заказ, регистрируется на сайте, совершает звонок и т. д.). Контекстная реклама лучше всего подходит для продажи разовых, крупногабаритных изделий (этом может быть мебель, недвижимость, различное оборудование и пр.). Таргетинг, в свою очередь, предназначен для работы с теплыми и холодными клиентами. Таргетированную рекламу используют для информирования потенциальных клиентов о товарах, привлечения внимания и побуждения к совершению целевого действия. С помощью таких рекламных кампаний лучше реализовать товары массового потребления (одежду, косметику, постельное белье, детские игрушки, продукты питания и т. д.). Также они подходят для рекламы маникюрных кабинетов, косметологических клиник, салонов и других видов услуг. Несомненно, оба маркетинговых инструмента подойдут для продажи любых услуг и товаров. Однако, многое определяется типом продукта, поставленными целями, бюджетом и сроками. Например, шансы продать квартиру в Киеве с помощью контекстной рекламы гораздо выше, нежели через социальные сети. Выбор форматов для публикации рекламных объявлений Контекстная реклама может быть текстовой, медийной и баннерной. Таргетинг отличается более широким выбором форматов. Рекламные предложения могут публиковаться в таких форматах, как видео, исчезающая история, карусели с фотографиями, лента и т. д. Характер объявлений Публикации в поисковых системах представлены емкими и короткими описаниями, где обязательно должны присутствовать ключевые запросы. Что касается таргетинга, здесь нужен особый подход к созданию объявлений. Они должны быть цепляющими и побуждающими к покупке. Стоимость кликов/переходов и конверсии Контекстная реклама характеризуется высокими ценами и более высокими конверсиями. В таргетинге все наоборот, что обусловлено поведением, интересами и потребностями целевой аудитории. Еще нужно обратить внимание на тот факт, что в социальных сетях контекстная реклама не работает. С помощью таргетинга можно подать рекламу о тематическом фестивале, вебинаре, конференции или другом мероприятии, что позволяет привлечь нужную аудиторию. Несколько рекомендаций по запуску и ведению рекламных кампаний Чтобы достичь максимально эффективных и быстрых результатов раскрутки, оба маркетинговых инструмента можно комбинировать (при условии, что позволяет бюджет). Для этого можно воспользоваться следующим алгоритмом: привлечь на ресурс горячую аудиторию с помощью контекстной рекламы; запустить ремаркетинг, ориентированный на тех пользователей, которые уже посещали площадку, но по той или иной причине покинули ее, не совершив целевое действие; привлечь трафик из соцсетей, ориентируясь на теплую и холодную аудиторию. При настройке кампаний не стоит забывать о тестах и мониторинге эффективности рекламы. Подобный подход поможет определиться с наиболее перспективными каналами продвижения и грамотно распоряжаться бюджетом.