Несмотря на негативное отношение к подобному рода сообщениям по электронной почте, многие компании по-прежнему используют рассылки для ведения маркетинговой деятельности. Чтобы удовлетворить свои бизнес-интересы, практикуется отправка рекламного спама тем клиентам, которые не дали своего согласия на это, либо она осуществляется всем подряд абонентам из клиентской базы данных. Согласно пункту №118 Закона Украины «Про электронные коммуникации», спамом называется нежелательная массовая рассылка рекламных сообщений или электронных писем в текстовом или мультимедийном формате лицам, которые не выразили своего желания на их получение. Под это определение, однако, не подпадают уведомления от компаний и организаций, которые являются поставщиками телекоммуникационных услуг, а также государственных учреждений, связанные с вопросами их деятельности. Как электронная рассылка регламентируется в мире В разных странах существуют различные административные инструменты, контролирующие электронную рассылку рекламного характера. Например, в США таким является закон CAN-SPAM ACT. Несмотря на жесткие наказания за нарушение правил (размер штрафа может превысить сумму в 40 000 долларов), он все-таки предоставляет возможность осуществлять отправку сообщений разным абонентам, но при обязательном соблюдении условия, что адресат сможет в любой момент отказаться от их получения. Для Евросоюза актуальным является действие регламента GDPR, посредством которого обеспечивается защита персональной информации интернет-пользователей. В отличие от американского закона, он за нарушение порядка использования персональных данных предусматривает штрафные санкции, которые могут составлять порядка 20 миллионов евро. Поэтому, чтобы не возникало незапланированных трат в виде штрафов, необходимо однозначное осознание его положений, поскольку они послужили образцом для написания аналогичного закона в нашей стране, который вступит в силу уже с начала 2022 года. Какие изменения грядут? Прежде всего, предусмотрен запрет заведомо продуманной рассылки рекламных сообщений на аккаунты пользователей в мессенджерах, социальных сетях и электронной почте, предлагающих покупку каких-либо товаров или услуг, без предварительного одобрения адресата. Но, с другой стороны, он не запрещает отсылать до 5 сообщений включительно на один и тот же электронный адрес. При этом в документе не оговаривается способ получения согласия со стороны получателя уведомлений. Следующим пунктом является то, что присланное сообщение должно предоставлять гарантированную возможность для абонента отписаться от получения уведомлений в любой удобный для него момент. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание удобству расположения ссылки для отказа в теле уведомления. Кроме этого не запрещается переписка личного характера, которая не имеет коммерческого подтекста. Какие будут штрафы В данном законе наказание предусмотрено не за рассылку сообщений как таковых, а за несоблюдение прав потребителей и нарушение правил предоставления рекламной информации. Таким образом недобросовестным компаниям грозит: запрет на использование IP-адреса или номера телефона, с которых проводилась отправка спам-уведомлений; штраф в размере от 5 до 500 необлагаемых налогом минимумов дохода граждан, что составляет сумму от 85 до 8500 гривен; штраф за несоблюдение правил рекламы в размере, составляющем пятикратную стоимость рассылки, но не меньше, чем 5000 гривен. Поэтому, чтобы обезопасить себя от штрафных санкций, маркетинговым отделам компаний необходимо определить законные методы формирования клиентской базы данных для рассылки рекламных уведомлений.