Юзабилити – термин, характеризующий удобство работы с сайтом и восприятия представленной информации. Его необходимо улучшать на каждом этапе существования ресурса – от разработки прототипа при проектировании, создании сайта до организации размещаемого контента. 

Сайт с хорошим юзабилити поможет оперативно получить ответы на следующие вопросы:

  • о чем этот ресурс?

  • как информация является ключевой?

  • где что находится?

  • как им пользоваться?

Интуитивность поиска информации и выполнения целевых действий оказывает существенное влияние как та SEO продвижение сайта в поиске (позиции) так и на конверсию. Негативный опыт и возникающие в ходе эксплуатации барьеры (например, формы с 20 пунктами) лишат ресурс 50% пользователей, способных заказать услугу или купить товар. Вероятность возврата 40% достигших поставленных целей юзеров минимизируется. Поэтому юзабилити имеет критическое значение для коммерческих сайтов. 

Юзабилити сайта можно оценить с помощью разных критериев. Наиболее распространенные из них:

  • Легкость использования.
    Это означает, что пользователи должны легко найти необходимую информацию на сайте, а также понять, как пользоваться различными функциями.

  • Время загрузки страниц.
    Скорость загрузки страниц очень важна, поскольку пользователи не любят ожидать долго.

  • Наличие мобильной версии сайта.
    В связи с ростом использования мобильных устройств важно иметь мобильную версию сайта, которая будет оптимизирована для экранов смартфонов и планшетов.

  • Доступность.
    Сайт должен быть доступен всем пользователям, включая тех, кто имеет ограничения в физических возможностях (например, слепые или слабовидящие).

  • Наличие контактной информации.
    Пользователи должны иметь возможность связаться с владельцами сайта, если у них есть вопросы или предложения.

Юзабилити помогает обеспечить удовлетворение и удобство пользователей от использования сайта. Это в свою очередь может помочь увеличить количество посещений и покупок на сайте, а также повысить уровень удовлетворения пользователей от бренда или компании, стоящей за сайтом.

Чек-лист юзабилити

Чек-лист юзабилити – это перечень вопросов, которые следует решить при анализе юзабилити сайта. Вот некоторые пункты, которые можно включить в такой чек-лист:

  1. Легко ли пользователям найти необходимую информацию на сайте?
  2. Или простой и интуитивно понятный интерфейс сайта?
  3. Работает ли сайт быстро и эффективно на разных устройствах и браузерах?
  4. Работают ли все функции и элементы сайта правильно?
  5. Соответствует ли дизайн сайта требованиям пользователей и бренда?
  6. Соответствует ли контент на сайте ожиданиям и интересам пользователей?
  7. Есть ли на сайте возможность навигации и поиска информации?
  8. Работает ли функция поиска на сайте и соответствует требованиям пользователей?
  9. Есть ли на сайте возможность обратной связи с пользователями?
  10. Защищен ли сайт от хакерских атак и взломов?

Это лишь несколько примеров вопросов, которые можно включить в чек-лист юзабилити. Кроме того, можно добавить дополнительные пункты в зависимости от конкретных потребностей и требований сайта.

Решение проблемы

Важно постоянно работать над юзабилити. Необходимо руководствоваться принципами простоты получения информации при добавлении новых страниц и публикации контента.

Процесс улучшения сайта затрагивает множество аспектов. Рассмотрим наиболее важные.

Ускоряем работу ресурса

Снижение конверсии на 4,3% характерно для сайтов, скорость загрузки которых превышает 2 секунды. Пользователь не хочет ждать. Это особенно актуально, если необходимо перейти по нескольким страницам.

Данную проблему решит переработка кода, сжатие изображений, кэширование. Обилие спецэффектов на странице не влияет на конверсию, так зачем делать сайт медленнее?

Оптимизируем контент

Действует правило F-паттерна – пользователь просматривает страницу бегло. Полностью прочитываются первые несколько строчек. После этого контент просматривается вертикально. Юзер придерживается левой стороны.

Для достижения лучших результатов важную информацию необходимо сгруппировать в левой части страницы. Следует избегать длинных вступлений, подавая основную информацию.

Реализовать поставленные задачи поможет обратная пирамида, отражающая значимость контента:

  • верхний блок. Самый широкий. Ключевая информация и возможность выполнить целевое действие (купить, заказать, позвонить);

  • средний блок. Дополнительные данные, которые помогут принять решение заинтересованным, но не определившимся пользователям;

  • нижний блок. Самый узкий. Смежная информация. Возможность изучить прочий контент схожей тематики.

Краткость – залог конверсии

Короткие, понятные предложения, написанные с использованием доступных целевой аудитории терминов, обеспечивают удобство восприятия и чтения информации. Согласно результатам проведенных исследований, в текстах длинной более 530 слов большинство пользователей читают лишь 28% изложенной информации. Поэтому объемные статьи необходимо размещать в крайнем случае, избегая длинных вступлений.

Тематические блоки

Разбивайте текст на тематические блоки, разделяя их промежутками и подзаголовками. Используйте небольшие абзацы. Выделяйте важные слова, ссылки. Это поможет пользователю найти интересующие его данные при беглом просмотре.

Удалите нейтральные изображения, не касающиеся текста. Они ухудшат восприятие информации, став отвлекающим фактором.

Хлебные крошки

При глубокой вложенности страниц наличие хлебных крошек (цепочки ссылок, определяющих иерархию предшествующих текущей страниц) поможет пользователю лучше ориентироваться и понимать свое местонахождение. Это особенно актуально для интернет-магазинов. Это одинаково важно как для ботов поисковых систем - для лучшей индексации страниц сайта, так и для пользователей. 

Формы

Важно продумать количество полей в формах. Их должно быть достаточно для успешного взаимодействия с сайтом. При первом визите можно запросить логин, пароль и e-mail. Узнать дату рождения, номер кредитной карты и имя домашних любимцев рекомендуется позже, предложив пользователю заполнить личный профиль. Перегруженные формы отпугивают многих людей.

Существует множество способов добиться лучшего юзабилити. Каждый сайт индивидуален, поэтому следует заручиться поддержкой компетентных специалистов. 

Методы исследования пользовательского поведения на сайте

Методы исследования поведения пользователей Описание Преимущества Недостатки
Тестирование пользователей Исследование поведения пользователей на реальных сайтах или прототипах, что позволяет получить ценные отзывы о юзабилити и функциональности Позволяет получить точные результаты, ориентированные на реальных пользователей Иногда требует больших затрат времени и денег
Анализ данных веб-аналитики Анализ посещаемости сайта и взаимодействия с элементами на сайте с использованием инструментов веб-аналитики Позволяет получить информацию о реальном поведении пользователей на сайте Не дает полной картины о мотивациях и других психологических факторах, которые влияют на поведение пользователей
Опрос пользователей Сбор мнений и отзывов пользователей с помощью опросов или интервью Позволяет получить отзывы о впечатлениях пользователей о сайте и их опыте использования Могут быть проблемы с точностью отзывов, пользователи могут быть необъективными или недостаточно информированными

Одним из лучших методов оценки является юзабилити аудит . Этот метод позволяет собрать информацию о продукте и выявить проблемные моменты в интерфейсе, функциональности и других аспектах, которые могут затруднять пользователям работу с продуктом. Юзабилити аудит включает в себя анализ интерфейса, тестирование на доступность, анализ данных веб-аналитики и другие методы оценки. Результаты аудита помогут усовершенствовать продукт, сделать его более пользовательским и повысить удовлетворение пользователей от взаимодействия с ним.

Компания SEO Evolution занимается проведением качественного юзабилити аудита веб-сайтов. Результатом нашей работы является подробная техническая задача, которая включает в себя выявленные проблемы и рекомендации по их решению. Мы тщательно анализируем интерфейс сайта, осуществляем тестирование на доступность, изучаем подробные данные веб-аналитики и проводим другие методы оценки. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам настроить ваш веб-сайт таким образом, чтобы он был максимально ориентирован на пользователя и удовлетворял потребности вашей аудитории. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены, что ваш сайт будет оценен высококвалифицированными экспертами и вы получите рекомендации, которые помогут улучшить ваш веб-сайт и сделать его более эффективным.